Изначально строительство Рыбинской ГЭС планировали завершить через 4 года – в 1939 году. Затем сроки открытия передвинули на 1942-й. На деле все растянулось на целых 20 лет – в промышленную эксплуатацию Рыбинскую ГЭС приняли только 30 июля 1955 года.
К 1941-му крупные земляные работы на рыбинской ГЭС были завершены. Весной наполнили водохранилище до отметки 112,5 м – при проектной отметке 117 м. Сдали в эксплуатацию первую нитку шлюза. Работы шли и на самой гидроэлектростанции: здесь монтировали первые два гидроагрегата, активно достраивали здание ГЭС. Однако к 22 июня здание так и не успели подвести под крышу.
— К лету 1941 года Рыбинская ГЭС еще не функционировала. Готовились к пуску первые гидроагрегаты, заполнялось водохранилище. У здания ГЭС не было части стен и крыши, — читаем в статье «Вестника РусГидро».
Условия военного времени потребовали от рыбинцев срочно закончить монтаж двух первых агрегатов и ввести в эксплуатацию хотя бы эти два из шести проектных. Именно это позволило Рыбинской ГЭС питать Москву электричеством. Местные подмосковные ТЭЦ или эвакуировались, или находились на территории, занятой врагом. Оставшимся станциям элементарно не хватало топлива.
— Подмосковные станции, питающие столицу, не действовали. На подступах к Москве шли бои, стратегические объекты эвакуировались. От Рыбинской ГЭС требовали обеспечить энергией важные промышленные объекты, — продолжают в статье «РусГидро». – Кроме того, через шлюзы рыбинской ГЭС шли миллионы тонн военных и хозяйственных грузов. Нефтеналивные баржи везли бензин и мазут. Пассажирские пароходы транспортировали раненых в тыл. Плотами доставляли в Москву древесину.
И рыбинцам удалось выполнить задание – в прифронтовых условиях нехватки специалистов и ресурсов. В сентябре был готов первый гидроагрегат, началась предпусковая наладка. Крышу над ним было строить некогда, от дождя недостроенное здание станции укрыли брезентовым шатром. Зимой пульт управления обогревали самодельными электропечами.
— Агрегаты стояли под открытым небом. Вместо крыши над ними был натянут брезентовый шатер. Под временным навесом находились и главный возбудитель, и маслонасосы. Эти сооружения мы назвали «Цирк шапито», — пишет в воспоминаниях первый директор Рыбинской ГЭС Сергей Андрианов.
Самыми тяжелыми для гидростроителей стали предпусковые месяцы – октябрь и ноябрь 1941-го. Измученные голодом и тяжелым трудом люди работали по 16 часов в сутки практически под открытым небом. Ледяной ветер, дождь со снегом, грязь, где увязали телеги с тяжелым оборудованием, еще больше осложняли работы.
Плюс вспомним обстановку на фронте: в ходе битвы за Москву немцы заняли Калинин, не дойдя до Рыбинска пару сотен километров. На случай глубокого вторжения врага недостроенную станцию готовили к взрыву – в основании плотины соорудили ниши для закладки тола. И в таких экстремальных условиях 18 ноября 1941-го удалось запустить первый гидроагрегат мощностью 55 тысяч кВт. Рыбинская ГЭС выработала свой первый киловатт-час электроэнергии.
— Настал день пуска первого агрегата. Обычно в таких случаях все проходит шумно и ярко: оркестры, речи, гости, цветы, разрезаются ленточки. 18 ноября 1941 года все было скромнее. Но нам на всю жизнь запомнились первые обороты турбины. Мы крепко обнялись, — продолжает в воспоминаниях Сергей Андрианов.
Второй гидроагрегат пустили в январе 1942 года. Коллектив станции делал все возможное для надежной работы ГЭС. За год над агрегатами возвели кровлю, утеплили помещения станции, заменили временные распределительные устройства постоянными. Работу осложняли плавающая древесина, мусор и торф, забивавшие водоводы станции, – механизмов очистки у станции тогда не было.
Еще хуже обстояла ситуация с кадрами. Не хватало ремонтного персонала, а специалисты, обслуживающие станцию, были молоды и прошли лишь краткую стажировку на Угличской ГЭС. Такие работники без опыта, конечно, не имели достаточных знаний по обслуживанию оборудования. Все это приводило к постоянным авариям. Так, в 1942-м случилось 9 аварийных отключений – электричества не было в целом 34 часа.
Но все менялось к лучшему, станция пополнялась опытными специалистами. В 1943-м на станции случилось всего две аварии – в целом электроэнергии не было 41 минуту. В 1944-45 и вовсе обошлось без аварий.
И все это время ток шел в столицу и питал энергией оборонные предприятия Ярославской области. За трудовой подвиг рыбинских гидростроителей и персонал, обслуживающий станцию, отметили на самом высоком уровне. 14 июля 1944-го «за выдающиеся успехи и технические достижения по строительству гидроузлов на Волге» наградили 161 человека. Из них орденом «Знак Почета» – 70 человек, медалью «За трудовую доблесть» – 36, медалью «За трудовое отличие» – 22 человека. 33 человека наградили орденом Трудового Красного Знамени.