Темы 9 июня 2023

«Люблю снимать обычных людей»

О тиражном кинематографе, Владимире Меньшове, красных дорожках и уникальности провинции беседуем с молодым режиссером из Рыбинска Станиславом Светловым

Его дебютный фильм «Ада» о взрослении девочки-подростка из глубинки был показан на главном российском киносмотре – 45-м Московском международном кинофестивале.

— Станислав, расскажите немного о детстве в Рыбинске. В какой момент вы поняли: всё, буду режиссером!

— Во-первых, хотел сказать спасибо, что решили познакомить своих читателей со мной. Мои родители все время сокрушаются, что в родном городе обо мне никто не знает. Что про рыбинского парня, который носит газонокосилку на голове, постоянно пишут, а обо мне ни разу. Вот теперь и им будет приятно.

К слову о родителях, я из самой обыкновенной семьи. Мама всю жизнь работала на нашем моторном заводе и сейчас продолжает работать. С отцом они там и познакомились. Он работал в разных местах, а на пенсию ушел из Рыбинского драмтеатра.

Конечно, тяга к кино и к творчеству появилась в детстве. Помню, как первый раз в жизни ходил в кинотеатр, в «Центральный». И как первый раз случайно оказался на съемочной площадке. Я живу у ж/д вокзала, и как-то там снимали фильм. Было лето, каникулы. Пошел посмотреть и незаметно проник в массовку, снимался там целый день нелегально, наблюдал за работой съемочной группы. Правда, ничего, кроме «спасибо от отечественного кинематографа», из уст режиссера не получил. Но и это было счастьем! Ходил и на другие съемки, буквально убегал с уроков из художественной школы, чтобы оказаться на площадке. Вся эта атмосфера притягивала и завораживала. Потом и сам взял в руки камеру, которую родители подарили на день рождения.

Свои первые коротенькие фильмы снял в лагере актива «Ступени» и в своем втором лицее. Какого-то поворотного момента и решения стать режиссером не было. Все происходило постепенно и выросло из простых увлечений.

— А потом вы окончили ВГИК. Считается, что все студенты там – чьи-то звездные дети. Трудно было учиться в Москве?

— До ВГИКа я еще учился в Санкт-Петербурге в институте культуры и искусств. Окончил там кафедру режиссуры и прекрасно работал по профессии, ставя различные представления и праздники. В какой-то момент захотелось чего-то нового и более серьезного. Пришлось переезжать в Москву, ведь именно там находится главный киновуз. Поступить во ВГИК казалось несбыточной мечтой. Но мечты, как оказалось, иногда сбываются.

О ВГИКе часто говорят, что там учатся только чьи-то дети. Это отчасти правда. Но не в нашей мастерской. Владимир Валентинович Меньшов брал исключительно по таланту и по своему зову сердца. Так я там и оказался, вместе с еще одним десятком самых обыкновенных и талантливых ребят. Когда тебе учиться настолько интересно, что забываешь есть и спать, то ни о каких трудностях, кроме бытовых, нет и речи. Это были прекрасные пять лет чистого творчества, общения с уникальными людьми, взросления и становления.

А еще мне повезло вместе с Меньшовым снять документальный фильм о ВГИКе к его 100-летию. Лучший исход для выпускника старейшего киновуза мира!

— Значит, неслучайно кинокритики указывают на сходство вашего киноязыка и почерка Меньшова – например, на легкость, юмор в подаче драматических ситуаций? Кто еще из режиссеров вам близок?

— Фильмы Меньшова я полюбил с того момента, как в детстве на 8 Марта на семейном празднике мы смотрели «Москва слезам не верит». Конечно, когда учишься у такого великого человека, нельзя не попасть под его творческое влияние. Хотя легкость повествования, юмор, душевность в кино мне и самому были всегда близки.

Кроме Меньшова, я очень люблю фильмы Рязанова, Данелии, Хуциева. Вместе со мной их любят еще миллионы людей. Так что мои ориентиры проверены временем и зрителями. Мне бы очень хотелось соответствовать и тянуться за таким кинематографом.

— До драмы «Ада», которую в отзывах зрители называют медитативной, сентиментальной, наивной, у вас были «Два» – комедийный сериал о незадачливых сантехниках. Очень разные фильмы. Какое кино вам ближе? Над чем работаете сейчас?

— Я бы не сказал, что наша «Ада» сентиментальная и наивная. Для тех, кто привык к острым сюжетным поворотам и склейкам кадров каждую секунду, может быть. «Ада» — совершенно особенное кино, как мне хочется верить. Смотреть и понимать его надо не головой, а душой и сердцем.

От поэзии вернемся к прозе. Снимать фильмы не только творчество и искусство, но еще и ремесло. Мне интересно сейчас браться за разные проекты, пробовать, набираться опыта. Снимать сугубо коммерческий сериал для платформ, мелодраму для ТВ, документальный фильм, рекламу и авторское художественное кино. На начальном этапе выбирать особо не приходится, ведь на что-то надо жить.

Верю, что скоро буду снимать только то, к чему я сам расположен. Хотелось бы снимать и тихие истории на важные темы, и масштабные жанровые фильмы. У многих моих любимых режиссеров это получается. Сейчас я работаю над фильмом по сценарию Александра Рогожкина («Особенности национальной охоты», «Кукушка»). Надеюсь, в этой картине получится объединить и зрительное кино, и авторское видение.

— В «Аде», как и в короткометражке «Тигр среди берез» 2019 года, в центре повествования – жизнь «обычного человека» в провинции. Эта тема вас не отпускает, потому что вы сами выросли в Рыбинске?

— Это скорее не тема, а среда, которая в моих фильмах играет важнейшую роль. Лучше всего рассказывать истории на основе того, что знаешь, что чувствуешь, где ориентируешься. В провинции много красоты, уникальности, аутентичности. Я люблю снимать в готовых локациях, которые никогда не придумаешь и не построишь специально, а их в маленьких городах очень много. Люблю искать невероятные натуры, пейзажи, которые завораживают своей природой, размахом, первозданностью. Люблю снимать людей – самых обычных из толпы, не актеров. Иногда находишь такие лица, которым играть ничего не надо. Весь жизненный путь, вся драма в их глазах. Все это на экране выглядит очень естественным и живым. А это главная задача кино – перенести реальность на экран, создать образ самой жизни. Кроме того, в провинции все к тебе расположены, все помогают и с большим интересом относятся к съемкам.

Свой дипломный фильм «Тигр среди берез» я снимал в Рыбинске. Это тот случай, где родные стены реально помогали. И получилось посмотреть на родной город под другим углом, найти красоту там, где ее уже не замечаешь.

 

— «Ада» – ваша дебютная работа. И сразу такое признание профессионального сообщества, картина – участница престижных киносмотров: ММКФ, Международного фестиваля детского кино в Пекине (это единственный полнометражный фильм от России). Лично для вас что это значит?

— Именно с дебютного полнометражного фильма начинается режиссер. Это то, к чему ты так долго стремишься, ради чего учишься, чем живешь. Все, что было «до» – это тренировки, попытки, пробы, ошибки. Только теперь можно смело сказать: здравствуйте, я кинорежиссер.

Как и любой кинематографист, я всегда мечтал о международных фестивалях. Еще совсем недавно я, студент, проходил мимо бывшего кинотеатра «Россия» и видел, как из машин выходят красивые люди, как краснеет дорожка вдали, и как оттуда доносится шум ММКФ. Думал тогда, что когда-нибудь и я буду среди участников, а пока надо бежать учиться и работать.

ММКФ – это мой первый большой кинофестиваль, от этого теперь и самый дорогой. А то, что «Аду» покажут в Китае, вызывает огромную радость и интерес: как картину там примут, ведь она пронизана восточной философией и должна быть близка жителям Поднебесной.

Участие в кинофестивалях позволяет привлечь внимание к молодым авторам и к их картинам, не дает затеряться в огромном потоке и позволяет фильму скорее дойти до зрителя. Ведь только ради этого мы кино и снимаем.

— Пока с вашим творчеством смог познакомиться только фестивальный зритель. Выйдет ли фильм в российский прокат? А, может, планируете лично представить картину рыбинской публике?

— Путь российского авторского фильма такой: сначала картина участвует в международных кинофестивалях, потом в российских. Затем, если появился прокатчик, идет по кинотеатрам. Их количество по стране зависит от коммерческого потенциала фильма. А потом уже добирается до онлайн-платформ и ТВ. Мы пока на первом этапе. Очень хочется верить, что пройдем все. Хотя, надо признать, что такие фильмы, как «Ада», теряются за громкими разрекламированными блокбастерами со звездным составом. Но по-настоящему хорошее и стоящее произведение всегда пробьется и дойдет до зрителей.

Сейчас снимается огромное количество российских фильмов. Это и хорошо, и плохо. Почему хорошо – понятно. Но, с другой стороны, очень много похожего, особенно по части сериалов. Как будто смотришь один и тот же сериал с теми же актерами, в тех же декорациях, одинаково снятый. Только появится режиссер со своим стилем – смотришь, а он уже снимает очередной сезон какого-нибудь сериала, где уже нет никакого стиля и авторского почерка. Находишь интересного актера – вот у него уже десяток одинаковых ролей в том же амплуа. Российское кино вышло в тираж! Не хотелось бы тоже становиться одним из производителей контента.

А в Рыбинске я бы с удовольствием фильм представил, если позовут.

— Вы не теряете связи с родным городом?

— Стараюсь связь с Рыбинском не терять. Тут живет моя семья. Раз в полгода бываю точно. Правда, сейчас получается все реже, только по праздникам. Неоднократно был в жюри фестиваля «Кинорыбка». Меня связывают теплые чувства с центром «Солнечный» и с коллективом «Колибри» Аллы Котовой. Все-таки именно там состоялись мои первые кинопробы. Смотреть фильмы таких же ребят, поддерживать их – мой вклад и благодарность. Пусть среди них находится побольше увлеченных и верящих в себя юных кинематографистов!

 

— Что бы вы посоветовали молодым ребятам из глубинки, мечтающим о большом кино?

— Прислушиваться к себе, и если есть тяга к творчеству, то обязательно ее реализовывать! Иногда это бывает сложно: вопреки родителям, их убеждениям, вопреки школе и установкам, где творчество считается чем-то несерьезным. Иногда среда, компания, друзья не располагают к погружению в искусство. Но если желание искреннее, и ты не можешь жить без кино, то обязательно действуй! Нет никаких ограничений, кроме внутренних. Все реально, и все доступно. Но придется потрудиться!

А еще самый простой совет – бери и снимай. Сейчас для этого все есть. Телефон и ноутбук – все, что надо из техники. Лист бумаги и карандаш – все, что надо для идеи. Пара друзей в качестве актеров и время. Снимай, отправляй на фестивали, выкладывай в сеть, и тебя обязательно заметят. Учился ты во ВГИКе – не учился, если тебе есть что сказать, чем заинтересовать зрителей и удержать их у экрана, то ты уже на полпути к большому кино.

Авторство фото: продюсерский центр ВГИК-дебют

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме