Темы 22 сентября 2023

«На BMW я попал с улицы»

Евгений Жуков из Рыбинска проектировал мотоциклы будущего в известном немецком концерне, а теперь намерен сделать законодателем мод в мире вездеходной техники «Русскую механику»

О ценном опыте, людях, технологиях и любви к своему делу и родному городу – наше большое интервью.

Евгений Жуков

— Евгений, откуда такая тяга к технике?

— На протяжении всей жизни с самых малых лет так или иначе я имел к ней отношение – у меня отец один из основателей кафедры дизайна средств транспорта в Строгановке и преподавал там. Я окончил лицей № 2 и рыбинскую художку – это серьезная школа, давшая путевку в жизнь многим талантливым художникам, архитекторам, дизайнерам. На первом курсе Строгановки совсем не думал о мотоциклах. Мне хотелось заниматься и иллюстрацией, и графикой, но чем дальше я учился, тем увереннее шел к тому, что буду создавать мототехнику. А иллюстрация и графика остались в качестве хобби, стали приложением к основной деятельности. И это всегда мне помогало, потому что дизайн средств транспорта – это симбиоз разных направлений, которые вместе собираются в такой объект, как машина или мотоцикл.

— Насколько на рынке востребована профессия промышленного дизайнера?

— Может показаться, что промышленных дизайнеров слишком много, но это не так. Оглянитесь – все вещи, которые вас окружают, рисовал художник. Другое дело, чтобы делать реальные вещи, нужно постараться – получить хорошее образование, опыт, но главное, любить то, чем занимаешься.

— На третьем курсе ты создал дизайн-проект скутера будущего и… оказался в Италии.

— В качестве награды получил стажировку в независимом дизайн-центре «Engines Engineering» в Болонье, который проектирует различную мототехнику для компаний из Индии, Японии и Китая. С нее началась моя трудовая карьера за рубежом. Параллельно учебе мне подбрасывали заказы, я стал обрастать знакомствами и связями. А потом узнал, что BMW ищет дизайнера. Написал заявку с портфолио, и меня пригласили на собеседование к шеф-дизайнеру подразделения мототехники BMW Motorrad Дэвиду Роббу. Спустя семь лет работы в Италии я оказался в Германии – так просто с улицы, без рекомендаций.

BMW vision 100 next

— Как выпускника Строгановки приняли в коллективе?

— Замечательно, никаких сложностей не было. Такой дружной команды, как в BMW Motorrad, у меня не было и, наверное, вряд ли будет. Настоящий интернационал — испанцы, итальянцы, китайцы, французы, американцы. Все мы были достаточно молодыми – это всегда коммуникативный плюс, и при этом все единомышленники – не только как дизайнеры мототехники, но и как ее пользователи. К слову, на собеседовании меня спросили, езжу ли я сам на мотоцикле. Позже узнал, что соискателям, которые на этот вопрос отвечали отрицательно, в трудоустройстве отказывали. Для того чтобы создавать мототехнику, ее нужно искренне любить, даже фанатеть. Это то, что в корне отличает мотоиндустрию от авто. Мотоцикл – это всегда персонифицированный проект, от и до его моделирует один человек, вкладывает в него не просто замысел, а душу. В автопроме все намного обезличеннее, над дизайном одной машины трудится целая группа специалистов.

— Расскажи о своих собственных проектах.

— За годы работы на BMW я сделал десять мотоциклов – они выпущены и их можно потрогать. Это достаточно большое количество. Порой приходилось параллельно вести несколько проектов.

Из ярких последних – линейка электрического городского транспорта Urban Mobility.

Достаточно популярной получилась линейка среднекубатурных скутеров С400 – их много в Москве и Санкт-Петербурге. Часто можно встретить на российских дорогах байки S1000R, фейслифтинговую модель C650 Gran Turismo и другие. В последние годы я плотно занимался advans-дизайном – это проекты, которые закладывают курс компании на предстоящие 30 лет. В 2016-м, к вековому юбилею концерна, сделал авторский концепт BMW Motorrad Vision Next 100. В нем заложил много так называемых «пасхальных яиц» – секретов, связанных с Россией. Это к слову о моем вливании в коллектив со своим русским кодом. Я никогда не стеснялся своей «русскости», за 12 лет мне ни разу не приходилось ее прикрывать. Наоборот, старался как можно ярче подчеркнуть.

Возможно, именно благодаря российскому образованию меня и взяли на BMW. Оно отличается от западного своей универсальностью – из нас не готовили винтиков, заточенных подо что-то одно, не загоняли в рамки. Для дизайнера очень и очень важно иметь широкий спектр восприятия и умений, нестандартно мыслить. Появляется возможность искать более интересные решения в проектах.

S1000r

— Есть ли у тебя свои фишки в дизайне мототехники?

— Многогранность – одна из фишек художника-конструктора русской школы. Мне всегда виделась больше графичность, лаконичность в образах. Это больше немецкий стиль, чем итальянский.

— Знаю, что в прошлом году твой электрический максискутер BMW CE 04 разошелся каким-то немыслимым тиражом, а недавно был презентован сити-байк СЕ 02 твоего авторства.

— Между ними есть еще велосипед (улыбается). Для меня важно, что те характерные черты, которые я заложил в направление Urban Mobility, будут прослеживаться и дальше, в новой технике, уже без меня. Иными словами, я посадил дерево, убедился, что оно пошло в рост, и уехал со спокойным сердцем.

— Из Мюнхена – в Рыбинск. Почему?

— Находясь в Германии, мы с семьей никогда не теряли связь с Рыбинском, городом моего детства. Несколько раз в году обязательно приезжали отдыхать. Здесь у меня живут родные, лучший друг. Моя жена – гражданка Германии – очень тепло приняла Рыбинск и полюбила. Мне кажется, его сложно не полюбить. Город очень по-европейски устроен, грамотно поделен на зоны: историческую, советскую и постсоветскую. Архитектура – прекрасна. Взять околозаводской район – Мехзавод, где я теперь работаю – выстроен в замечательном ансамбле. А скульптура «бегущих» у СК «Юность» заслуживает стоять в центре – никакая берлинская с ней не сравнится. Многие просто не ценят то, что их окружает. Я достаточно долго жил в Болонье и Мюнхене. Да, это большой город, но предельно скучный – не мое.

У нас русскоязычная семья, дети растут на советских мультиках и книгах. Когда родилась первая дочка, мы решили, что она будет учиться в России – чтобы избежать столкновения двух культур. Для детской психики это тяжело. А потом СВО. Несмотря на дружный коллектив, работать стало морально тяжело. Да и накопленный опыт позволил не затягивать с решением переехать. Знал, что мои знания будут востребованы в России. Сейчас я в любимом городе, занимаюсь любимым делом — что может быть лучше?

— Создавал мотоциклы будущего, а теперь отвечаешь за дизайн снегоходов и квадроциклов на «Русской механике». Как ты попал на завод?

— В День города увидел продукцию предприятия на выставке достижений и загорелся. Оказалось, РМ давно искала специалиста по дизайну. Наши интересы совпали. Да, тематика вездеходной техники отличается от мотоциклетной, но, во-первых, скажу честно, за 20 лет я немного подустал от мотоциклов, захотелось свежей волны, во-вторых, если раньше я был на позиции игрока, то теперь у меня тренерская роль. И она меня полностью устраивает.

— Наверное, многие удивляются разнице масштабов BMW и «РМ»?

— Да. Но этот момент заботит скорее начинающих дизайнеров, для меня после проектов определенного уровня он неважен. На «РМ» я получаю удовольствие от работы, отдачу.

В течение года каждый месяц я открываю для себя отечественных производителей — настоящих энтузиастов. Не ожидал, сколько всего нового и интересного делается у нас в Рыбинске – от швейки до литейки! Такой промышленный ренессанс. Это круто.

— С твоим приходом на заводе появилось дизайн-бюро.

— Да, его очень не хватало для функционирования полноценного завода. Отладив механизм, мы начнем давать стране угля. Формирую команду из энтузиастов, в основном из мотомира, моего старого круга общения. Активно подключаю к рыбинским проектам коллег, которые 30 лет ковали итальянский мотопром.

— Какие цели перед собой ставите?

— Наша главная задача сейчас – найти коммуникацию с технической частью, отладить связку дизайнер-инженер-технолог-маркетолог, чтобы у нас получился хороший продукт. Больше чем уверен, что получится, потому что у людей есть интерес.

— Сделать что-то подобное, как на BMW?

— В контексте устройства производства, да. Если нам удастся создать систему взаимодействия между людьми, как на BMW, и как результат производить качественные и удобные вещи, тогда мы сможем сказать, что добились того, чего хотели.

— Сложно ли воплотить дизайнерскую задумку в жизнь?

— Задумку дизайнера воплощают люди. Они, а не технологии и станки, всегда на первом месте. Если есть контакт – все воплотится. Если нет – ничего не получится, даже если ты самый талантливый дизайнер. Взять нашу команду RM SPORT – ребята участвуют в соревнованиях российского и международного уровня практически на стоковых машинах и побеждают гораздо более мощные и подготовленные агрегаты. Потому что они горят тем, что делают.

— Какая она, техника будущего от «РМ»?

— Вариаций может быть множество, мы в поиске. Не последнюю роль в этом играет то, что сейчас мы сотрудничаем с молодыми дизайнерами из академии им. А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург). Решения у ребят интересные, но оторваны от реальности в силу отсутствия опыта, хотя потенциала для развития много. Наступит будущее – увидим. Хочется надеяться, что эта техника будет не на дровах и не на лошадиной тяге (смеется).

— А тенденции?

— Сейчас много вещей, которые идут к нам из Китая. Азиатское восприятие форм, отношение к технике как к объекту роскоши или сугубо утилитарного использования отличается от европейского – это без души. В России началась эстетическая экспансия. Уверен, что в этом надвигающемся с Китая шторме мы сможем сохранить свое лицо. И моя задача — вывести нашу русскую компанию в законодатели мод, поставить ее на место инициатора той или иной тенденции. Настало время подойти к этому серьезнее и взять бразды в свои руки – у нас для этого есть все возможности и все шансы.

— Давай поговорим о твоем любимом Рыбинске. Каким ты как художник видишь его дальнейшее развитие?

— Очень радостно видеть, как город меняется, возвращается к жизни исторический центр. Надеюсь, что с той же любовью, какая сегодня проявляется к старинным зданиям, вывескам, брусчатке, реконструкция коснется и советской части Рыбинска. Несмотря на всю трагичность произошедшего с нашей родиной в двадцатом веке, советский период не менее ярок в жизни нашего города, на мой взгляд. Я был бы счастлив увидеть кинотеатр «Центральный» – яркий образец конструктивизма – в его довоенном образе. Поселок Северный настолько аутентичен, что может стать еще одной жемчужиной для горожан и туристов. А поселок ГЭС – вообще словно другой мир.

— Что бы ты с высоты своего опыта посоветовал молодежи, которая хочет добиться успеха?

— Будьте искренними. Не надо врать самому себе и в своей работе. Не делайте то, к чему не лежит душа.

Евгений Жуков

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Александр 13:23 | 22 сентября 2023

Я правильно понял, что для нашего талантливого земляка советский период — это » трагичность, произошедшая с нашей родиной»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме