Темы 18 апреля 2012

Бумажная реинкарнация Мологи

Поднять со дна утраченный город решила Ксения Шаховская, молодой архитектор из Москвы. Пока в чертежах.

Ее диплом, посвященный возрождению «русской Атлантиды», лег в основу выставки в рыбинском музее-заповеднике.

С того момента, как волны Рыбинского водохранилища сомкнулись над Мологой, прошло семьдесят лет. Однако тема «русской Атлантиды» не перестает волновать людей, казалось бы, никак не связанных с затопленной землей. События  истории давно выплеснулись за географические и временные рамки.

Пару лет назад столичный композитор Никита Сайкович написал симфоническую поэму «Город Молога», кинематографисты сняли документально-художественный фильм, и вот теперь — дипломный проект выпускницы Московского архитектурного института Ксении Шаховской. Полное его название — «Возрождение города Мологи Ярославской области в исторической системе каналов Волга-Молога-Ладога». Этот архитектурный проект, отмеченный на нескольких международных конкурсах, лег в основу выставки.

И если до сих пор все экспозиции о Мологе были обращены исключительно в прошлое, то эта  — попытка заглянуть в будущее.

Ксения Шаховская родилась в Москве в семье архитекторов, и хотя у нее нет никаких мологских корней, эта тема будто сама нашла ее. На третьем курсе МАрхИ ей довелось размышлять о восстановлении исторического центра города Калязина», часть которого тоже погрузилась в пучину рукотворного моря.

Так родилась идея подарить вторую жизнь древним затопленным городам. В своем мологском проекте архитектор предполагает частичный спуск Рыбинского водохранилища на 4 метра и строительство осушительных каналов одновременно с воссозданием Тихвинской водной системы. По мысли автора проекта, открывающей наиболее короткий путь от Рыбинска до Питера. Там, где засушливым летом обнажаются остовы церквей, фундаменты домов, уличная брусчатка да могильные плиты, на чертежах прорисовывается отстроенный заново город. Он возводится  в своих исторических границах.

За основу берутся архитектурные доминанты: Богоявленский собор конца 19 века, Воскресенская церковь, пожарная каланча. Жилая застройка у Ксении Шаховской коттеджного типа, по последнему слову техники. Предусмотрена и реинкарнация экологических объектов — например, уникальной дубовой рощи, самой северной в Европе.

Побывавшие на выставке мологжане подолгу вглядывались в чертежи, бумажные макеты храмов. Радуясь и не веря в сказку со счастливым концом.

— Вся моя родословная — из Мологи, — поделился Валентин Блатов, заместитель председателя общественной организации «Землячество мологжан», член общественной палаты Ярославской области. — Экспозиция производит приятное впечатление. Однако идея осушения или частичного спуска водохранилища очень неоднозначна. Чтобы нарастить хотя бы 10 см плодородного грунта, потребуется лет сто, не меньше. Не забывайте и о положительных моментах создания моря — это и электроэнергия, которая питала Москву в годы войны, и судоходство, получившее возможность пути от Белого моря до Тихого океана, и огромный резервуар пресной воды. На мой взгляд, водохранилище должно остаться как памятник невежества обращения с природой и людьми в период индустриализации страны. Не стоит еще раз наступать на те же грабли, иначе последствия могут быть даже хуже, чем были при затоплении, но при этом надо помнить о трагедии людей.

— К проекту можно относиться по-разному. Можно как к «бумажной архитектуре», которая никогда не вырастет в кирпиче и камне. Или как к произведению искусства, смелой и красивой идее. Главное здесь — сама тема для размышления, — примирил разные точки зрения заместитель директора музея Сергей Овсянников.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме