новости 24 апреля 2013

Переоценка ценников

 Вы берете с полки в магазине товар по одной цене, а на кассе вам пробивают его по совершенно другой, причем, как правило, больше указанной на ценнике.  Это самая распространенная ситуация в супермаркетах самообслуживания. 

Вот типичная жалоба от одного из наших читателей: «В магазине хотел купить кондиционер для белья. Цена на ценнике была 146 рублей. Но после пробития товара через кассу она увеличилась до 153».  С подобными жалобами к нам обращаются многие горожане. Жалобы на разные магазины, но одно их объединяет — цена на кассе отличается в большую сторону от цены, которая была указана на ценнике.

Как признался сотрудник одного из супермаркетов, это стандартная ситуация для магазинов самообслуживания. «Когда поступает очередная партия товара, цена на него может быть уже другая, и сотрудники просто не успевают заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении. Поэтому так и получается, на ценнике цена одна, а в кассе уже другая, — сообщил собеседник. — Здесь нет никакого злого умысла, это обычная халатность персонала».

В советские времена согласно Уголовному кодексу данное расхождение цен трактовалось как обсчёт и жестко каралось. Сейчас за эту халатность уже не сажают, но привлечь к административной ответственности нерадивого продавца можно.

Что же делать в такой ситуации, когда вам пробили цену больше, чем была указана на ценнике?

 Вариант первый: по-хорошему

Для начала необходимо позвать администратора и сообщить ему о данном недоразумении. Вежливо сообщите ему, что вы недовольны, и попросите продать вам товар именно по той цене, о которой было заявлено на ценнике. Как правило, вам начнут рассказывать про новые цены и что не успели заменить ценники. Вас это не должно волновать по следующим причинам:

— пункт 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» гласит: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.

— в Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта, т.е. задокументированное предложение.

В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.

Напомните это администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, т.е. продать вам товар по цене, указанной на ценнике. Можете «припугнуть» тем, что якобы вы сейчас позвоните в Роспотребнадзор и ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями). Обычно при упоминании этих слов продавцы идут на попятную.

Но что же делать, если сотрудник магазина категорически отказывается выполнить ваше законное требование? Тогда в бой нужно пускать «тяжелую артиллерию».

 Вариант второй: по-плохому

Вы можете отстоять свою правоту, обратившись в Роспотребнадзор. Но просто так это у вас не получится — нужны доказательства, поэтому:

— найдите свидетелей, которые смогут подтвердить ваши слова.  Это могут быть друзья или родственники, которые пришли с вами в магазин. Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала! Тогда администрация магазина сможет обвинить вас в воровстве торгового оборудования;

— сфотографируйте ценник. Фотография подойдет в качестве доказательства для госорганов. Если у вас получится добавить в кадр дату и время, будет еще лучше. Вы можете приставить включенный мобильный телефон к ценнику (чтобы была видна дата и время) и сфотографировать;

— потребуйте жалобную книгу и обязательно оставьте в ней запись о случившемся. Подробно напишите, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая — в чеке.

В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. Именно этот ответ послужит доказательством для Роспотребнадзора;

— обратитесь в местное отделение Роспотребнадзора с заявлением, составленным в двух экземплярах.

К нему приложите ответ из магазина на вашу жалобу, а также фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек.

В результате проверки по вашей жалобе Роспотребнадзор может оштрафовать магазин, а в случае повторных нарушений — закрыть.

В этом есть только одно «но» — кроме торжества справедливости, вы больше ничего не добьетесь. Идти в суд бессмысленно, моральный ущерб в нашей стране оценивается в копейки, разве что только вам вернут разницу в цене. Но дело заведомо выигрышное при хорошо собранной доказательной базе.

Но, с другой стороны, после проверок из Роспотребнадзора магазин будет внимательнее следить за своими ценниками.

В большинстве случаев, если вы будете делать то, что описано в этой статье, вам вернут разницу в цене еще в магазине и не станут с вами спорить и доводить до жалоб в Роспотребнадзор. Ведь лучше вернуть десять рублей и забыть про вас, чем потом платить штрафы и принимать проверки.

 А как у них?

В супермаркетах США и Европы все спорные ситуации с ценами автоматически решаются в пользу покупателей. Кроме того, перед покупателями еще и извиняются за оплошность.

А в Канаде этот вопрос вообще решен на законодательном уровне: если чек на товар дешевле 10$ расходится (хотя бы на цент) с ценником, то покупатель получает товар бесплатно. Если товар дороже 10$, то дается 10$ скидки. Вот так!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме