Главное Темы 3 апреля 2020

История одного предприятия. 1945-й

Продолжаем рассказывать историю развития транспорта в Рыбинске

Предыдущая история

Весна сорок пятого. Окончились боевые действия в Европе. Пришло ощущение мирной жизни и вместе с ним осознание того, сколько предстоит сделать для восстановления разрушенного войной.

С приходом лета и теплой погоды в Рыбинске приступили к работам по благоустройству города. Необходимо было закопать рвы и земляные убежища, перекрасить фасады зданий и убрать светомаскировку. Требовали ремонта городские улицы – булыжные мостовые и шлакощебенчатые тротуары.

Трест дорожно-мостового хозяйства горкомхоза объявил прием на работу мостовщиков и камнебоев. Расчищались канавы, строились переходные мостики. На центральных улицах  ремонтировались заборы и ворота. На бывшей Ярмарочной площади, где осенью 1944 года было решено разбить городской фруктовый сад, высадили плодовые деревья и кустарники. Крупные предприятия города решили разбить собственные фруктово-ягодные сады.

Исполком Рыбинского горсовета в целях сокращения движения по основной магистрали города – проспекту Ленина – 2 июля 1945 года принял решение запретить движение по нему грузовых машин, тракторов и гужевого транспорта, а скорость движения легковых автомобилей ограничить – не более 25 км/ч.

Общественный транспорт по проспекту Ленина не ходил – его попросту не было. В Рыбинской автотранспортной конторе областного треста «Авторазгрузжелдор» к концу 1945 года осталось 3 автобуса, изрядно потрепанных временем и плохими дорогами: два ЗиС-16 и один ГАЗ-АА.

Известно, что зимой 1941-1942 годов и летом 1942 года бесперебойно работал автобусный маршрут Рыбинск – Углич – Рыбинск.

ЗиС-16, большой (по меркам того времени) 24-местный автобус, отправлялся из Рыбинска ежедневно в 8 часов утра и возвращался в 5-6 часов вечера, и перевез за полгода более 11 тысяч пассажиров. Учитывая близость фронта, автобус всегда был под угрозой стать легкой «добычей» немецких летчиков.

Как следует из названия областного треста «Авторазгрузжелдор», государством в военное время ставились задачи обеспечения разгрузки на железнодорожных станциях и водных пристанях прибывающих грузов и дальнейшей их перевозки автомобилями. Для организации пассажирских перевозок в Ярославской области, включая областной центр, трест имел всего 10 автобусов, изношенных войной и временем, из которых три были в Рыбинске.

Потребность в поездках по городу частично удовлетворялась железнодорожным транспортом. До войны по маршруту Копаево – Рыбинск ежедневно три раза в день курсировал так называемый «рабочий» поезд, он же и «ученический». В военное время поезд отменили, рабочие и учащиеся ходили пешком 5-7 километров.

В сентябре 1945 года поезд от станции Рыбинск-Пассажирский до Копаево с частотой два раза в день попытались восстановить, но получилось плохо – поезда или опаздывали, или отменялись.

В Переборы всю войну и сразу после ее окончания дважды в день курсировал еще один «рабочий» поезд.

К нему тоже было немало нареканий: поезд шел очень медленно, из-за чего пассажиры нередко опаздывали на работу. В вагонах было холодно, часть окон была разбита.

О том, как работал пассажирский транспорт сразу после войны, свидетельствуют газетные заметки из «Рыбинской правды».

«Ежедневно через Волгу переправляется 15-20 тысяч человек, много гужевого и автомобильного транспорта. И ежедневно на горперевозе возникают большие очереди. Пассажирам приходится терять много времени на переезд. Твердого расписания движения пароходов нет. Дебаркадер на правом берегу имеет пять проломов. Мостки от дебаркадера к берегу требуют капитального ремонта. На левом берегу мостки очень часто заливает водой, они имеют крутой подъем, но песком посыпаются редко. Пароходы плохо подготовлены к эксплуатации в зимних условиях. Аварии и поломки, влекущие за собой задержку движения, – обычное явление. Так, 23 ноября у парохода «Паромщик» лопнула штурвальная цепь. Для наблюдения за порядком на дебаркадеры ежедневно выделяется наряд милиции. Но милиционеры дежурят только до 10 часов вечера, а перевоз работает до 1 часа ночи».

«Полдень. Перрон железнодорожного вокзала переполнен пассажирами. Все с нетерпением ожидают, когда подадут для посадки состав поезда № 46 «Рыбинск – Иваново». Состава нет. До отправления поезда остается 10 минут. Пассажиры волнуются. Наконец состав подошел к перрону. Поднялась суматоха. В двери вагонов ринулись пассажиры с детьми, вещами. Люди с проездными билетами не могли попасть в вагоны. Проводницы их грубо отталкивали. Подобные безобразия при посадке в пассажирские поезда на вокзале наблюдаются часто».

«Чисто и культурно на водном вокзале, но порядка здесь мало. В ожидании пароходов пассажиры с утра до вечера находятся на берегу, сидят и спят под откосом, положив под голову мешки, чемоданы и другие вещи. На вокзал без билета не пускают.

Двери берегового вокзала, где расположены кассы, закрыты. Возле них огромная толпа. Люди ждут продажи билетов.

— Скажите, когда пойдет пароход на Череповец?

— Когда придет, тогда и пойдет, — отвечает девушка из справочного бюро.

— А когда пойдет транзитный на Ярославль?

— После десяти часов. Разве вы не знаете, что у нас нет расписания?

Женщины, стоящие у окошка справочного бюро, возмущены.

— Представьте, — заявляют они, — девятые сутки ждем парохода и каждый раз – подобные ответы».

С 5 июля 1945 года началась демобилизация из рядов Вооруженных Сил СССР, а после окончания военных действий на Дальнем Востоке, которые 2 сентября закончились подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии, темпы ее увеличились. Предприятия и организации стали пополняться кадрами, началась передача армейской техники в народное хозяйство.

В сентябре 1945 г. Совет Народных Комиссаров провел реформирование автотранспортной отрасли, в результате которой Ярославский областной автотранспортный трест НКАТ РСФСР к декабрю 1945 года  стал состоять из четырех  автотранспортных предприятий:

  1. Автоколонна № 11 Ростов;
  2. Автоколонна № 30 Ярославль;
  3. Автоколонна № 89 Рыбинск;
  4. Автоколонна № 90 Переславль-Залесский.

За счет прихода автомобилей из армии Рыбинская автоколонна № 89 к концу 1945 года имела 33 грузовых автомобиля. Основу составляли трехтонные 3иС-5 – 28 шт., ЯГ-4 – 1 шт., ГАЗ-АА – 1 шт., ЗиС-21 – 2 шт., ГАЗ-42 – 1 шт. Для сравнения – в конце 1944 года грузовиков было всего 11.

Пополнения автобусами не было. Во время Великой Отечественной войны пассажирские автобусы не производились, а имевшиеся в стране к началу войны были или уничтожены, или сильно изношены. Где не было железнодорожного или речного транспорта, оставался один способ передвижения – в кузове попутного грузовика, если сильно повезет – в кабине.

За несколько дней до нового 1946 года в «Рыбинской правде» появилась весьма оптимистичная заметка под названием «Новые маршруты автобусов». Неизвестный автор пообещал, что «в 1946 году Рыбинская автоколонна открывает новые маршруты движения автобусов. Два автобуса будут регулярно совершать рейсы по трассе Рыбинск – Переборы и один автобус – Рыбинск – Углич. Сейчас идет укомплектование автобусного парка вновь поступающими машинами».

Что из этого получилось?

Константин Мишин. Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Старый рыбинец 12:17 | 3 Апрель 2020

Спасибо, редакция за хороший материал. Хотелось бы ещё узнать что-нибудь про историю базы воентелекома и по поводу находившегося там красивого краснокирпичного здания, особенно потому что о нём нет нигде сведений. Как не странно про старую мариевскую базу 34 и то больше сведений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме