Темы 25 мая 2024 10:00

Королева высоты

Рабочий день Елены Гусевой проходит под самой крышей цеха. Она – машинист мостового крана на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» – парит в воздухе и строит корабли уже больше тридцати лет

С легкостью перепорхнув два пролета железной лестницы, Елена машет рукой из кабины крана. По местным меркам высота небольшая – всего-то девять метров. Пара ловких движений крановщицы – и агрегат послушно катится по рельсам, возвышаясь над рядами новеньких катеров для МЧС, ожидающих отправки заказчику.

Открытая кабина советского старичка-крана размером чуть больше письменного стола, в ней Елена проводит весь день на ногах. В эллинге кран комфортнее, можно сидеть, но и высота другая – девять этажей.

На производстве Елена давно – 32 года. Боязнью высоты никогда не страдала, но все же после школы выбрала вполне земную профессию кондитера и устроилась работать поближе к дому – в столовую № 18, принадлежавшую в то время «Вымпелу». Однако на торты и пирожные девушку хватило всего на три года. И после декрета Гусева на кухню больше не вернулась. 6 февраля 1992 года для нее открылась новая страница трудовой биографии.

— Стать крановщицей мне предложила мама, она работала на заводе маляром. И я решила попробовать. Первый вопрос, который мне задали на производстве – как вы относитесь к высоте? Нормально отношусь, главное, чтобы не укачивало, как в транспорте, – улыбается Елена. – Страшно было, как только впервые зашла в цех – грохот, лязг, дым от сварочных аппаратов, за это рабочие его даже прозвали «бухенвальдом». А как забралась на кран, испытала восторг – смотреть на все сверху оказалось очень интересно. На мой взгляд, профессия самая что ни на есть женская, для наших нежных рук.

С рычагами, рулями и кнопками, мостовые, козловой, способные поднимать 5, 10, 30 и даже 50 тонн груза – Елена освоила почти все здешние краны и признается, что любит и чувствует каждую машину.

— А иначе работать не будут, – улыбается крановщица. – Имен им не даю, но разговариваю, как с людьми, хвалю, жалею. Не люблю, когда кто-то до меня на кране работал и настроил его под себя. После отпуска вызываю слесарей, чтобы подтянули тормоза, проверили все системы.

Одной левой Елена перемещает многотонные грузы, лавируя между препятствиями. Цепляет на крюк и тащит двигатели, оборудование, кантует корабельные секции и целые катера. Задача любого машиниста крана – сделать это безопасно. Поэтому точный глазомер, собранность и скорость реакции — важные качества хорошего специалиста. Такого, как Елена.

— Если груз очень тяжелый, приходится работать в команде с коллегами-крановщиками, и это сложнее, потому что все действия должны быть согласованы, – говорит Елена.

Когда не хватает рук, Гусева бежит в соседние цеха помогать коллегам, на днях работала на уличном кране – грузила пожарный катер. Ей в радость, как она выражается «попрыгать с крана на кран» – за смену так натренируешься, что и спортзала не надо. И адреналин, и подтянутое тело обеспечено.

За столько лет через руки Елены прошли десятки судов от маленьких до огромных. Серийно поточно-позиционным методом строились БМК – буксирно-моторные катера, катера «Перчики», лесовозы. Случались и простои, когда на заводе не было заказов и задерживали зарплату. А потом светлая полоса – «Вымпел» снова получил загрузку, рабочие начали строить самую большую серию катеров проекта 12150 «Мангуст», ракетные катера «Молния».

— «Мангуст» – это прямо мое! При погрузке этих катеров нужна была особая точность, так как переборки легкие, и чтобы не повредить всю конструкцию, мы освоили синхронную работу двумя кранами, мне нравилось трудиться в паре с Юлей Малышевой. Только представьте: поместить двигатель в кап, который шире и длиннее его всего на четыре сантиметра! Для меня это самая красивая работа. В таких случаях чувствуешь себя парашютистом, которому нужно приземлиться в точку.

Точно так же кантовали тяжелые секции малого гидрографического судна и морского транспорта вооружения. Грузили крыльевое устройство четвертой «Кометы» для дальнейшей транспортировки, а затем грузили и перевозили спусковой поезд, изготовленный для спуска морского транспорта вооружения.

— Люблю, когда работы много и она разная, наверное, поэтому не устаю, – говорит Елена.

Корабли она строит вместе со своей семьей. Первым в династии судостроителей стал дед Елены Иван Арсентьевич Машенков. 25-летним юношей он пришел на рыбинский катерозавод в 1935 году кузнецом. Много лет маляром на «Вымпеле» проработала ее мама, Ольга Зайчук. Сегодня на предприятии с Еленой трудится ее супруг, Валерий – сборщик, и его портрет разместили на Городской доске почета к 950-летию Рыбинска. Их дочь Екатерина пошла по стопам родителей. Начинала комплектовщицей корпусозаготовительного цеха, а теперь инженер по нормированию труда планово-экономического управления и крестная мать противодиверсионного катера «Грачонок».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Светлана 16:39 | 28 мая 2024

Спасибо большое за этот рассказ, за ваш труд, который как я вижу по душе пришелся. Я работала на заводе 20, там тоже были женщины крановщики. Моя знакомая доработала до пенсии. Работа интересная, но не каждый справится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме