— Елизавета, почему город так значим для вас?
— В Лытарево близ Рыбинска жила и умерла Анна Хомутова. Мои прадеды обитали там до революции. Но потом все в имении пришло в запустение. Мы исследовали эти места, там, к сожалению, ничего не осталось. Но семейная история не оставляла меня: я начала писать рассказ. И как только дело пошло, меня коллеги пригласили приехать в Рыбинск.
В доме у Анны Григорьевны Хомутовой бывал Михаил Лермонтов. Портрет его висит в моем доме. И это неслучайно. Известный поэт во время визита к моим родным прочел стихотворение Ивана Козлова – автора «Вечернего звона», тоже общего предка, и написал свое. Оно было посвящено и Анне, и Ивану. На этих фактах и решила строить новую прозаическую работу, хотя материала было мало. Но можно же разбавить его вымыслом: рассказ же художественный. А для этого требуется вдохновение. Поэтому ваш город мне всегда был любопытен.
— Понятно, что история вашей семьи с упоминанием имен сразу двух знаменитых поэтов не могла не повлиять на собственное творчество. Расскажите, пожалуйста, подробнее про Козлова: его портрет висит в рыбинском литературном музее…
— Он был двоюродным братом моих пра-пра по материнской линии, а не со стороны Хомутовых. До 1809 года Иван общался с Анной Григорьевной, они проводили вместе много времени, писали французские стихи, бывали вместе в обществе. А потом поэт женился на ее подруге. Примерно тогда она и уехала в Рыбинск. В 1812-м Иван Иванович приехал сюда курировать рыбинский госпиталь и останавливался, по некоторым источникам, у Анны. Затем они очень долго не виделись, примерно двадцать лет. Встретились, когда он уже ослеп и был парализован. Анна помогала за ним ухаживать. У него было что-то вроде литературного салона, его одевали с особым щегольством и вывозили к гостям на коляске. Так поэт развлекался. В моем рассказе я воображала, как они с Анной ведут разговоры во время таких встреч, вспоминают юность. Примерно в тот период, в 1837 году, Иван Иванович написал не самое свое известное стихотворение «Другу весны моей после долгой, долгой разлуки», делал много переводов. По сути, и «Вечерний звон» – это перевод, ставший практически народной песней. А стихи «Другу весны моей…» как раз и показали Лермонтову. Он ответил восхищением на фактически жертвенную любовь, дружбу и поддержку до последнего дня.
— Почему же усадьба такого человека, как Анна Григорьевна, оказалась утрачена?
— У нее не было детей, она занималась воспитанием своих племянников. Думаю, просто некому стало сохранять дом. Тем более что после революции он был разрушен. Но это уже отдельная история.
Анна Григорьевна действительно была очень достойным и значимым для своего времени человеком. Есть такой хрестоматийный момент, его многие знают. Когда-то Николай I предложил Пушкину быть его личным цензором. Мы все слышали или читали об этом, но первой записала этот факт Анна Григорьевна. Из уст самого Александра Сергеевича. Она была знакома со многими писателями, любила и жалела их, в хорошем смысле этого слова. Многие тогда собирали подобные салоны, но не все оставляли интересные записки и не со всеми происходили такие истории.
Свой первый рассказ в жизни я тоже написала на эту тему. Участвовала с ним в школьном конкурсе, читала вслух тогда еще очень тихим голосом. Мне сказали, что это практически законченная вещь, что я могу стать писателем. Я летала на крыльях, решила идти учиться на филфак. Почему-то думала, что там учат профессии писателя (смеется). Собственно, с этого сюжета и началось мое серьезное увлечение литературой.
— Вы впервые в Рыбинске и всего на пару дней, каким успели его увидеть?
— Город предстал передо мной очаровательным. Просто город-сказка! Когда я шла по нему, было ощущение, что попала в другое время. И это, пожалуй, не только из-за вывесок. Хотя они и прекрасны. Здесь единый архитектурный ансамбль, при этом я ни разу не увидела одинаковых домов. Словно какой-то режиссер все это идеально продумал.
— Вы были на экскурсии, прошли Литературным маршрутом. Какие места запомнились особо?
— Безусловно, Спасо-Преображенский собор. Он необычен, его непременно нужно фотографировать. Точно знаю, что захочу к этому вернуться, посмотреть еще не раз. Памятники «живые»: Льву Ошанину и Остапу Бендеру, например. Мне рассказали историю о ключах – это опять же может стать темой для нового рассказа у рыбинцев. Еще отмечу Бульварную, которая уже, насколько я знаю, стала культурной площадкой под открытым небом, в том числе для литературных событий. У нас в Саратове чаще в библиотеках и музеях проходят такие мероприятия, но тоже делают фестиваль для поэтов и бардов на набережной в Летнем кинотеатре. Получается по-настоящему душевно, интересно, и слушатели очень любят бывать на открытых площадках. Все, что мне удалось увидеть в Рыбинске, станет хорошей почвой для моего вдохновения. Обязательно продолжу писать историю Анны Григорьевны и Ивана Ивановича.
Согласен, старый Рыбинск сохранил черты города конца 19 начала 20 веков. Это надо хранить и показывать гостям. Жаль что предприятия города не участвуют в этом благородном и да же для них выгодном деле. Как будто предприятия находятся в другом городе и живут они не в нашем городе.