Фонд рыбинского музея-заповедника насчитывает около 130 тысяч экспонатов. При этом в постоянной экспозиции, которую видят посетители, выставлено только 6 тысяч. Остальные хранятся в закрытых постороннему глазу помещениях.
Конечно, гости видят наиболее ценные образцы, но в запаснике тоже немало интересного — картины известных и не очень художников, старинная мебель, археологические находки и даже целый зал с холодным и огнестрельным оружием.
Вопреки распространенному мнению, музейный фонд — это не темный подвал, где пылятся не особо ценные вещи.
— Когда в начале 90-х годов музей заезжал в здание Хлебной биржи, нам отдали лучшие помещения, – рассказывает главный хранитель Рыбинского музея-заповедника Наталья Смирнова.
Основная коллекция хранится в отделах, расположенных в просторных залах на втором и третьем этажах. Ее ядро было сформировано в 1920-х годах. Большинство экспонатов были переданы Рыбинску Госфондом и Русским музеем. В те годы художественная коллекция пополнилась живописью, декоративно-прикладным творчеством, мебелью, фарфором, оружием.
— Многие экспонаты не затерялись бы и в больших столичных музеях, – говорит главный хранитель.
Значительная часть музейной коллекции прибыла из усадеб рыбинских помещиков, которые были собирателями редких вещей, — Мусиных-Пушкиных, Михалковых.
— Основа коллекции графики попала из усадьбы Михалковых. Среди нее ценнейшие гравюры 16-17 веков. Работы этих авторов представлены в Эрмитаже и Третьяковской галерее, – продолжает Смирнова.
Раритеты не лежат в фондах мертвым грузом. Они периодически появляются в основной экспозиции и даже путешествуют в другие музеи страны.
Порой ценители искусства готовы проехать несколько сотен километров только для того, чтобы побывать на столичной выставке знаменитых художников, таких как Левитан или Серебрякова, увидеть лучшие образчики делфтского фарфора.
При этом зачастую шедевры есть в местных музеях. Например, у нас хранятся замечательные работы Айвазовского, Шишкина, Верещагина, Семирадского, Боголюбова, Маковского. Работы этих и других авторов зачастую просят другие музеи, в том числе известные на всю страну, устраивающие тематические выставки.
— Сейчас в Серпухове при участии Третьяковской галереи готовится большая выставка, посвященная братьям-художникам Маковским. У нас просят четыре работы Константина Маковского, которые находятся в экспозиции, – рассказывает главный хранитель.
После того как картины отправятся в путешествие, галерея не опустеет. Тем и хорош музейный фонд, что из него можно достать один шедевр на замену другого шедевра.
Несмотря на то, что каждый экспонат в музейных фондах изучен, описан и занесен в каталог, порой он открывает неизвестные страницы своей истории. Например, в запасниках музея-заповедника хранится немало живописных работ с пометкой «автор неизвестен».
Случается, что спустя многие годы специалистам удается установить имя художника. Так произошло с картиной «Пальмы».
— Она попала в музей в 20-е годы прошлого века из музейного фонда Петрограда и была записана в старую учетную книгу под авторством художницы Зельмановой. При переписывании документов имя автора каким-то образом утратилось, картина шла с пометкой «автор неизвестен». В ходе реставрации на подрамнике была обнаружена авторская подпись. Историческая справедливость была восстановлена спустя много лет, – рассказывает Наталья Смирнова.
Сейчас в прошлом безымянную картину запросили в музей Русского импрессионизма, где она будет участвовать в выставке работ «Автор неизвестен. Коснуться главного». Организаторы представят работы из разных музеев страны, которые обрели авторство.
Кроме русского искусства, практически во всех коллекциях музея-заповедника есть прекрасные образцы зарубежных авторов. В этом плане нам повезло. Когда Ярославский художественный музей принял решение, что будет собирать только работы русских деятелей искусств, все иностранные шедевры были розданы соседям, в том числе попали и в Рыбинск.
В отделе фарфора хранится 30 первоклассных вещей, которые были переданы в 20-х годах прошлого века из Эрмитажа.
— Это и Мейсен, и Делфт. Пусть их немного, но для того, чтобы понять стиль, увидеть красоту и изящество этих изделий, этого достаточно, – говорит Наталья Смирнова.
Отдельная история связана с коллекцией фарфора Первомайского завода. В музее-заповеднике хранится, возможно, наибольшее количество изделий некогда знаменитого на всю страну предприятия – более 5 тысяч экспонатов. Их могло не быть в коллекции, если бы в 2000-х годах власти города не приобрели коллекцию разорившегося завода.
— При Первомайском заводе был замечательный музей, где были собраны лучшие образцы фарфоровой посуды. Когда в нулевых предприятие пришло в упадок, его руководители решили продать авторские шедевры, чтобы погасить часть долгов, – вспоминает хранитель.
Когда об этом стало известно, администрация города сделала все, чтобы коллекция осталась в Рыбинске и не была распродана по частям. Сотрудники музея продолжают изучать историю и наследие Первомайского фарфорового завода.
В музее регулярно проводят тематические выставки, посвященные творчеству художников, работавших в Песочном. Летом здесь состоялась выставка изделий супругов Дины Клювгант и Ивана Гончаренко, а 3 ноября здесь открылась экспозиция с фарфором, расписанным Николаем Ораевским.
Каждый отдел музейного фонда уникален. В каждом можно пропасть надолго. Например, в археологии так и манят компактные, но вместительные металлические шкафы с выкатными ящиками. Любопытно, что же в них? Здесь, в маленьких конвертиках с порядковыми номерами, хранятся сотни экспонатов, найденных археологами на Усть-Шексне и не только – от осколков керамики до симпатичных средневековых нательных крестиков, оселков и кресал.
— Всего в двух небольших помещениях хранится 45 тысяч экспонатов, – говорит Наталья Смирнова.
Недавно в отделе модернизировали систему хранения, поэтому у известного рыбинского археолога и хранителя музея Ирины Рыкуновой много дел. Нужно все перебрать, проверить соответствие описанию, иногда по несколько раз.
— Я нумерую каждую полку, каждый ящик. К каждому пишу топографию, поэтому точно знаю, что у меня в той или иной коробке, – рассказывает Ирина Рыкунова.
Она бережно разворачивает конвертики с находками. Оказывается, археологические раскопки в городе проводились задолго до начала работы Рыбинской археологической экспедиции.
— В 30-е годы прошлого века Академией наук была организована новостроечная экспедиция, которая проходила по берегам Волги. Возможно, тогда ученые «прочесали» все не так тщательно, как хотелось бы, но все же благодаря им появились удачные находки. Например, у нас есть фрагменты керамики эпохи раннего железного века, – рассказывает археолог.
Хранители не только следят за сохранностью экспонатов, но и ведут исследовательскую работу. А еще они очень закаленные. В музейных фондах, мягко говоря, прохладно – из-за конструктивных особенностей здания музея, где высокие потолки и огромные окна.
С другой стороны, для экспонатов это необходимость для лучшей сохранности. Например, кинопленка и цветные фотографии боятся высоких температур – на жаре краска начинает портиться, фотографии тускнеют.
Смотрители стараются создать для раритетов максимально комфортные условия. Так, в отделе документов каждый экспонат хранится в индивидуальном паспарту. Здесь, среди бумаг и фотографий, тоже немало экспонатов инкогнито. Что это за симпатичный молодой человек с усами на дореволюционной фотографии? В документах стоит пометка «купец Рябинин под вопросом».
А вот старинное фото, где запечатлен салон-столовая 1 класса парохода «Геннадий Ратьков-Рожнов». Со старинной фотографии так и веет респектабельностью и умением жить на широкую ногу.
В фонде бережно хранят афиши. Городской зимний театр 31 декабря 1883 года приглашал горожан на большой маскарад «Венецианская ночь». Изюминками программы были фонтан из живой воды и большой дивертисмент, где «г-жа Русина пропоет русскую песню «Ванька, не шали», а Г. Гришин прочтет рассказ «Картина из военной жизни».
— В фонде очень много афиш кукольного театра. 40 – 50 лет назад ребята смотрели спектакли про Емелю, Кота в сапогах. Так же как и современные мальчишки и девчонки, – говорит Наталья Смирнова.
В отделе мебели многие экспонаты укутаны темным геотекстилем, чтобы уберечь дерево от коварной влаги. Еще старинные вещи дополнительно периодически обрабатывают от вредных жучков.
Один из самых приметных экспонатов – это знаменитый мебельный гарнитур купцов Дурдиных. Его видели все посетители исторической экспозиции – большой стол со стульями необычной формы и с росписью на спинках. Как оказалось, часть этого набора из 30 предметов хранится в фонде.
По легенде, гарнитур был выполнен по эскизам жены Ивана Дурдина – Анны. Его сделали в мастерской Савинова из березы в неорусском стиле и раскрасили иллюстрациями к русским сказкам.
У богатых людей свои причуды. В фонде музея есть целая оружейная комната. Среди экспонатов, хранящихся под замком, – масса турецких сабель, которые любили коллекционировать дворяне Лихачевы, среди них было много военных.
Картинная галерея музейного фонда, пожалуй, производит наибольшее впечатление. Под семиметровым потолком в несколько рядов висят картины. В том числе копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, переданная из Югской Дорофеевой пустыни. Такие сюжетные картины, как правило, размещали над входом в царские врата. В фонде хранится еще один подобный экспонат. К сожалению, в очень плохом состоянии.
Приглушенное освещение картинной галереи фонда как нельзя лучше подчеркивает настроение некоторых живописных полотен. Например, картина знаменитого Юлия Клевера… Призрачный свет придает фантастическую атмосферу болотистой чаще леса. Кажется, что еще чуть-чуть и из тины появится кикимора или леший.
Произведения художника при его жизни знала вся Россия. Он писал суровый север и особенно любил закаты. Всякий стремился приобрести его картину. Хорошо, что в нашем музее творение живописца есть и его иногда даже можно увидеть.